КЗ Сумський Палац дітей та юнацтва
Субота, 27.04.2024, 01:27
ПДЮ на Facebook
Авторизація
Наш Палац
Відділи Палацу
Служби Палацу
СКАРБНИЧКА
Документи
Проекти Палацу
АРХІВ
Партнери

«Батьківська школа» запрошує!

Пропонуємо вам аудіокурс від Юлії Акулінічевої «100 секретів батьківства» для тих, хто шукає відповіді на питання як збагатити життя своє та дитини радістю, успіхом, гордістю.




Тема: «КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД».
По материалам групповой консультації от 04.03.2014. 
Целевая аудитория – родители  ЦИП «Ладушки»

Наверно, для большинства современных людей понятие «детский сад» близко, дорого и памятно. Но вот почему именно «сад»? Однозначно сказать невозможно, но есть предположения…

Поскольку  первые детские сады появились в Германии (а там они назывались  kindergarten-детский сад), то это всего лишь перевод с немецкого  языка. Однако вопрос: почему в Германии  именно  так были названы детские учреждения? И вот поэтому –

Изобретатель детского сада (Фридрих Фрёбель), человек  добрый и увлечённый, считал, что дети – Божие растения, а потому и уход за ними должен быть тщательным – как за растениями в саду. Отсюда и пошло название «детский сад».

Какие чувства возникают у Вас, когда вы понимаете, ребенка придется отдать в Детский сад?  
  • Лучший способ помочь детям – это помочь их родителям.
Детский сад – это 

1. новое окружение,
2. новая обстановка, 
3. новые люди,
4. первое расставание ребенка с близкими людьми, 
5. следовательно, первое большое испытание, которое он встретит самостоятельно.


Малышу надо: 

Приспособиться к новому ритму и новым требованиям воспитателя. 
Чтобы стресс не был болезненным и не затянулся на долгие недели, необходима разумная и последовательная помощь родителей.


Какие изменения происходят в жизни ребенка с его поступлением в дошкольное учреждение?

1. строгий режим дня, 
2. отсутствие родителей в течение нескольких часов,
3. новые требования к поведению,
4. постоянный контакт со сверстниками, 
5. новое помещение,
6. и новые взрослые. 

Все это изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка как «снежный ком», вызывая стрессовую ситуацию. Малышу необходимо «адаптироваться», т.е. приспособиться к этому «новому». Согласитесь, любой (даже самый здоровый) малыш в данной ситуации растеряется. 

То, насколько быстро и легко ваш малыш справится с новыми условиями, во многом зависит от нас с вами – взрослых. Поэтому я призываю Вас: не бросайте ребенка в воду, не научив плавать! Как показывает практика, чем лучше родители подготовят своего ребенка к детскому саду, тем быстрее он адаптируется.  


Привыкание детей к новым условиям протекает на уровне физиологическом и на уровне психологическом:

 Физиологический (надо привыкнуть) Психологический (предстоит привыкнуть)
1. Новый режим

2. Новая пища

3. Новая среда
1. отсутствие значимого взрослого

2.Невозможность уединения

3. требования к самостоятельности
(необходимость самому справляться
с возникающими проблемами)
 Зависит от: Зависит от:
1. Возраста.

2. Состояния здоровьяуровня иммунитета

3. Состояния нервной системы

4. Образа жизни привычек семьи

5. Сформированности навыков самообслуживания
1. Индивидуальных особенностей ребенка
(тип, темперамент).

2. Степени привязанности к взрослым

3. Уровня самостоятельности

4. Уровня тренированности
 адаптационных механизмов

5. Знание и выполнение простейших
социальных навыков

6.Психологического состояния на момент
поступления в ДОУ

 Адаптационный период может быть различен по продолжительности: от 2 недель до 1 мес. и даже полугода. Обычно в первые дни дети с удовольствием идут в детский сад: сказывается «эффект новизны». Наиболее сложными могут быть 3-й, 4-й дни посещения ДОУ, когда может появиться плач, нежелание уходить от мамы, отказ идти в группу. Отнеситесь к такому поведению с пониманием, сделайте небольшой перерыв или заберите пораньше, однако не идите на поводу. Не приводите ребенка в детский сад сразу на целый день.

Дети по-разному могут входить в группу: во многом это зависит от их индивидуальных особенностей. Кто с первых минут начинает плакать и не отпускает маму, а кто-то приходит «как к себе домой». И то, и другое – норма. В самый острый период адаптации многие дети отказываются от еды, плохо спят (чуткий, беспокойный сон), становятся капризными, утрачивают сформированные навыки и достижения развития. Могут появиться соматические расстройства: болит живот, голова, расстройства пищеварения. Но самое главное ребенок будет просить больше, чем обычно, вашего внимания и тепла: может проснуться ночью и звать маму. Все эти проявления выражены тем ярче, чем младше ребенок.

И еще одна ситуация, характерная для детей в период адаптации, о которой часто спрашивают родители: в саду и дома ребенок ведет себя совершенно по-разному (в детском саду послушен, спокоен, а дома в буквальном смысле «стоит на голове»). Это также абсолютно нормальная ситуация, характерная для многих детей. Дело в том, что по природе своей все дети – маленькие исследователи, которым необходимо все изучить и постоянно быть в движении. Однако в саду дети чаще всего не могут реализовать большинство своих импульсов. Так, что в конце  дня таких нереализованных движений, эмоций накапливается довольно много. Ребенку необходимо дать возможность выплеснуть их приемлемым способом: дать вволю порезвиться на детской площадке, поиграть в подвижные, эмоциональные игры, дать возможность выплакаться, если это необходимо. В противном случае это может вылиться в истерики или повышенную двигательную активность.

По мере привыкания данные негативные проявления постепенно сходят на нет. О том, что  малыш адаптировался, вы поймете, когда у него нормализуется аппетит, сон, эмоциональный фон, малыш с удовольствием начнет ходить в детский сад и радовать Вас новыми успехами.

Что можете сделать Вы, чтобы подготовить своего малыша к новым условиям и облегчить адаптационный период:

1. Как вы поняли из предыдущих слов – формировать навыки самообслуживания, подвести режим дня семьи под режим дня ДОУ

2. Эмоционально настраивать малыша на посещение детского сада: всячески подчеркивать, что малышу повезло, что он пойдет в детский сад

3. Неизвестность всегда страшит. Поэтому необходимо заранее рассказать малышу, что его ждет в детском саду, что  и в какой последовательности он будет там делать. Хорошо проиграть это в виде игры.

4. Подготовьте малыша к возможным трудностям, с которыми может столкнуться ваш малыш (захотелось пить, в туалет и т.д.). 

5. Поддерживайте контакт с воспитателем: расскажите ему обо всех индивидуальных особенностях вашего малыша. (Анкета).

6. Старайтесь больше времени проводить с малышом, восполняйте недостаток общения.

7. При расставании обязательно говорите малышу, куда вы уходите, когда придете.


Признаки, которые вас должны насторожить:


- постоянный плач, не проходящий, доходящий до истерики. Ребенка долгое время не удается успокоить и переключить;

- плач, доходящий до рвоты;

- появление патологических привычек: сосание пальца, грызение ногтей, раскачивается перед сном и т.д.

В данных ситуациях необходимо обратиться на консультацию к психологу!



КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД.

1. Свое решение о посещении детского сада необходимо сообщить ребенку с радостью, преподнести его как награду.

2. Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.

3. Покупать вещи для детского сада вместе с ребенком. Заботится о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь – на липучках или на молнии.

4. Заранее узнать режим дня в дошкольном учреждении и организовать похожий режим дома.

5. Отправлять малыша в детский сад лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.

6. Как можно раньше познакомить ребенка с детьми и воспитателями в детском саду. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

7. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он там будет делать.

8. Учить ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания.

9. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.

10. Продумать, кто будет приводить и уводить ребенка.

11. Планировать свое время так, чтобы не оставлять малыша первое время на целый день в детском саду. Все время объяснять ребенку, что он для Вас по-прежнему дорог и любим.

12. Накануне напомнить малышу, что завтра он пойдет в садик и ответить на все вопросы ребенка. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, с которыми он может столкнуться в начале посещения дошкольного учреждения.


Анкета для родителей
Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада узнать индивидуальные особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.

1. Ф.И. ребенка ___________________________________ Дата рождения 
Дата заполнения _________________________ Подпись _________
Ф.И.О. матери ________________________________________
Образование, род деятельности ____________________________
Ф.И.О. отца __________________________________________________
Образование, род деятельности ____________________________________

4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) _______________

5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, взаимоотношения с ними 

7. Основные виды игр и занятий дома? 

8. Может ли ребенок сам найти себе занятие дома? 



II. 1. Как Ваш ребенок засыпает (быстро/медленно, спокойно/неспокойно, с дополнительными воздействиями/без дополнительных воздействий)? 

2. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? 

3. Как ребенок спит?
    а) спокойно;
    б) беспокойно (чутко; часто просыпается, но легко засыпает вновь; бывают ночные страхи, страшные сны; разговаривает во сне, др. 
4. Как относится к введению новой пищи, аппетит.

5. Заявляет ли о физическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет есть, пить, спать, мокрые штанишки? 

6. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно: ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании? (подчеркнуть)

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается, крутит головой и т.д.)? 

8. Часто ли болеет? 

________________________________________________________________________
III. 1. Как переносит разлуки с матерью? 

2. Какова была максимальная длительность такой разлуки? 

3. Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам? 

4. Как относится к оценке взрослого: 
    - положительной: 
    - отрицательной: 

5. Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому? 

6. Легко ли идет на контакт с взрослыми, сверстниками (легко; избирательно; трудно)? 



________________________________________________________________________
V. 1. Каковы Ваши действия в следующих ситуациях:
- ребенок отказывается есть 
- ребенок не может заснуть 
- намочил штанишки 
- сломал игрушку или предмет, которым пользуются взрослые 
- не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом, капризничает

2. Как Вы:
- ласкаете ребенка 
- поощряете ребенка 
- порицаете 

VI. 1. Как передвигается ребенок?
а) преимущественно бегом;
б) беготня чередуется со покойным перемещением.

2. Следует ли ребенок определенному порядку в проявлении своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, съедает ежедневно приблизительно одинаковое количество пищи, проявляет активность или спокойствие в одно и тоже время суток)?
а) да;           б) нет.

3. Легко ли привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляться тем или иным переменам в повседневной жизни)?
а) да;         б) нет.

4. Как Ваш ребенок выражает свои чувства?
а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко хохочет.
б) протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается.

5. Какое настроение преобладает?
а) хорошее, бодрое;
б) подавленное, вялое или серьезное.

6. Может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять настойчивость?
а) да;                 б) нет.

7. Проявляет ли Ваш ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько меняется вкус любимого блюда; реагирует на запахи и пр.)?
а) да;                  б) нет.


Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни

Компонент адаптацииФакторы благополучной адаптацииФакторы риска дезадаптации
123
Психофизиологический- Стабильное чередование сна и бодрствования.

- Умение сигнализировать о своих нуждах.

- Координация движений, двигательная
целенаправленность.

- Сформированность мелких движений рук.
- Нарушения сна.

- Повышенная возбудимость или пассивность, заторможенность.

- Двигательное беспокойство, нецеленаправленность движений.

- Слабая координированность движений.

- Ручная неловкость.

- Избирательность в пище.

- Неумение сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте.

- Тремор конечностей.

- Нарушение терморегуляции.

- Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям.
Индивидуально психологический- Способность к самостоятельным действиям.

- Целенаправленность действий, настойчивость в достижении целей.

- Избирательность, активность внимания.

- Положительный эмоциональный фон.

- Разнообразие эмоций и способов их выражения.

- Любознательность, исследовательская активность.

- Пониженный или повышенный фон настроения, резкие перепады настроения.

- Монотонный плач.

- Вредные привычки, невротические действия.

- Частые аффективные реакции.

- Сниженный интерес к окружающему.
Социально психологический- Доброжелательность.

- Готовность к коммуникативному отклику.

- Инициативность в общении.

- Положительное отношение к поручениям, просьбам
взрослого, стремление их выполнять.

- Интерес к действиям взрослого и ровесников.

- Стремление к активному подражанию.

- Умение выражать свои желания, намерения.

- Положительное отношение к оценке взрослого, адекватная реакция на замечания, запреты.

- Негативные личностные образования: замкнутость, застенчивость, пугливость, капризность.

- Недостаточно выраженная способность к активному
подражанию.

- Негативный опыт общения с людьми.

- Экзальтированная, тревожная привязанность к одному из членов семьи.

- Эмоциональная холодность в общении с матерью.

- Бедность коммуникативного опыта.

- Пассивность в общении.

- Боязнь новых взрослых, сверстников.

«Советы психолога»

Обеспечьте малышу постепенное вхождение в новые условия. Постарайтесь не оставлять его сразу на целый день. Желательно первое время забирать тогда, когда малыш еще не устал, и ему не хочется уходить – сразу после дневной прогулки или после обеда. Тем самым Вы сформируете у него желание снова прийти в сад. 

Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете, постарайтесь строго выполнять свои обещания. Если малыш плачет при расставании с Вами, твердо скажите ему, что Вы его оставляете на несколько часов, что так надо, что Вы его любите и обязательно приедете за ним в определенное время. Сократите «сцену прощания», создайте «ритуал прощания», например, заранее договоритесь с ребенком, что Вы помашете ему в окно: так ему будет легче отпустить Вас. И, конечно, не забудьте похвалить за спокойное расставание. 

Постарайтесь на время адаптации до минимума снизить нагрузку на нервную систему малыша. Для этого обеспечьте спокойную семейную обстановку, на время прекратите походы в цирк, театр, гости. В выходные дни дома постарайтесь соблюдать такой же режим, как и в детском саду. 

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. На начальном этапе дети зачастую чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома чаще обнимайте малыша, играйте с ним в веселые подвижные игры, поощряйте выражение эмоций, детский смех.

Терпимо относитесь к детским слезам, капризам. Помните, что малышу сейчас нелегко, а слезы – естественный выход отрицательных эмоций.

Проявляйте гибкость. Проблемы адаптации могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. Поэтому важно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Поддерживайте контакт с воспитателями. Расскажите об индивидуальных особенностях Вашего ребенка, обсуждайте возникающие проблемы. 
Подчеркивайте, что Ваш ребенок Вам, как и прежде, дорог и любим!





Календар
«  Квітень 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Пошук
Останні новини
[18.02.2022]
у  Сумському Палаці дітей та юнацтва відновлюється освітній процес  для всіх вікових категорій. (0)
[17.02.2022]
День спонтанного прояву доброти в Сумському ПДЮ (0)
[17.02.2022]
В Сумському Палаці дітей та юнацтва стартували творчі звіти педагогів (0)
[14.02.2022]
Вихованка Сумського ПДЮ презентувала стоп-моушн до Дня закоханих (0)
[12.02.2022]
Наказ щодо термінів впровадження дистанційної форми навчання (0)
[11.02.2022]
Центр ігрової підтримки "Ладушки" пропонує переглянути "майстер-класи" (0)
Відвідувачі
Статистика

Всього в мережі: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Сумське ТЗТ на ФБ
Код банеру

Якщо бажаєте розташувати наш банер на своєму сайті, просто скопіюйте код із віконця!